УСИЛИТЬ ПРАВОВОЙ СТАТУС АДВОКАТСКОГО КОРПУСА, УВЕЛИЧИТЬ РАЗМЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА АДВОКАТОВ РЕКОМЕНДУЮТ ДЕПУТАТЫ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК

202215.11
0

Источник advokatura.kz

Участники круглого стола «Роль казахстанской адвокатуры в строительстве правового государства», депутаты Мажилиса Парламента обсудив информацию Республиканской коллегии адвокатов о Концепции развития казахстанской адвокатуры на 2022-2025 годы «Новый Казахстан – новая адвокатура», а также   заслушав представителя уполномоченного органа в лице Министерства юстиции Республики Казахстан, других заинтересованных государственных органов, высших учебных заведений, неправительственных организаций, и национальных экспертов,  приняли следующие  рекомендации.

  1. Правительству Республики Казахстан

1.1. В целях усиления правового статуса адвокатского корпуса принять законодательные меры по расширению круга лиц, а также конкретизации оснований и усилению административной и уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката.

1.2 Усовершенствовать методологию по оплате труда адвокатов за счет средств государственного бюджета по гарантированной государством юридической помощи.

1.3 Принять меры по обеспечению эффективного доступа осужденных к лишению свободы к различным видам юридической помощи, в том числе за счёт государственного бюджета.

1.4 Рассмотреть вопросы порядка оплаты и увеличения размера оплаты труда адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, внедрить стимулирующие надбавки за эффективную защиту.

1.5 В целях уменьшения налоговой нагрузки на адвокатов законодательно предоставить специальные налоговые режимы, предусмотренные для субъектов малого бизнеса.

2.  Верховному Суду Республики Казахстан

2.1 Принять законодательные меры в рамках реализации Концепции развития казахстанской адвокатуры в целях расширения категорий дел, подсудных суду присяжных.

2.2 Пересмотреть действующий порядок предварительного рассмотрения

кассационных ходатайств, который существенно ограничивает права участников процесса, ставит их в неравноправное положение с прокурором, кассационный протест которого не нуждается в процедуре предварительного рассмотрения и введению полноценной кассационной инстанции по гражданским и уголовным делам.

3. Министерству юстиции, Генеральной Прокуратуре, Комитету национальной безопасности, Министерству внутренних дел

3.1  Изучить вопрос о праве адвоката истребовать документы, составляющие государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

3.2     Рассмотреть вопрос отмены получения специального разрешения на допуск адвоката к государственным секретам для осуществления профессиональной деятельности с заменой его на подписку о неразглашении.

3.3      Регламентировать условия доступа право адвокату свободного доступа в здания государственных, правоохранительных и специализированных органов с правом пользования техническими средствами, в том числе ноутбуками и смартфонами, а также их использования.

3.4     В целях обеспечения соблюдения гарантий адвокатской тайны принять меры по демонтажу видеокамер в комнатах для свиданий подзащитных с адвокатами в учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторах правоохранительных органов.

3.5     Установить запрет на привлечение адвоката к конфиденциальному сотрудничеству с правоохранительными органами.

3.6     Запретить внесение представлений в отношении адвокатов и любого преследования за действия и публичные высказывания в связи с оказанием юридической помощи.

3.7     Предоставить адвокатам право на сбор доказательств, на доступ к информации, относящейся к различным видам охраняемых законом тайн.

3.8     Расширить полномочия адвокатов в отношении проведения судебной экспертизы в досудебном рассмотрении дела.

3.9     Совершенствовать процедуры обжалования действий органов уголовного преследования и введения возможности обжалования действий иных лиц, участвующих в уголовном процессе (сотрудников мест содержания под стражей и иных государственных органов и организаций).

3.10   Законодательно установить сроки уведомления адвоката о процессуальных решениях и проводимых процессуальных действиях.

4.  Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской коллегии адвокатов

4.1.  Изучить систему оказания бесплатной юридической помощи («Pro bono») адвокатами зарубежных государств и разработке национальных механизмов внедрения системы «Pro bono» с учетом адвокатской практики в Казахстане.

4.2. Пересмотреть основания наступления страхового случая для выплаты гражданам и проработать механизм взыскания страховых выплат, вытекающих из договора страхования профессиональной ответственности адвокатов.

4.3. Внедрить механизм контроля качества оказанной бесплатной гарантированной государством юридической помощи кандасам, жертвам пыток и сексуального насилия, торговли людьми не входящих в перечень уязвимых слоев населения.

4.4. Законодательно установить требования по предоставлению ответов на адвокатский запрос.

5.   Министерству юстиции совместно с Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан, Республиканской коллегией адвокатов

5.1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам оказания гарантированной государством юридической помощи.

5.2. На регулярной основе проводить мероприятия, направленные на разъяснения деятельности адвокатского сообщества и мер по недопущению нарушений адвокатами профессиональной этики.