ПРОГРАММА Республиканской коллегии адвокатов по вопросам повышения качества юридической помощи
- Совершенствование форм организации адвокатской деятельности
4.1 Обоснование необходимости изменений
Существующие формы организации адвокатской деятельности не соответствуют современным требованиям, не позволяют эффективно организовать коллективную деятельность адвокатов и делают адвокатуру неконкурентноспособной по сравнению с юридическими фирмами.
По существующему законодательству у адвокатов есть возможность объединится в адвокатскую контору. Однако данная форма имеет ряд ограничений:
1) отсутствует возможность заключать договоры от имени адвокатской конторы, и стороной в договоре вынуждены выступать все адвокаты;
2) не определен статус адвокатской конторы как налогового агента адвокатов.
В то же время в большинстве стран (в том числе СНГ) данный вопрос нашел свое логичное разрешение в законодательстве.
4.2. Необходимые изменения.
Предлагаем сохранить имеющуюся «четырехзвенную» структуру адвокатских образований: территориальная коллегия — юридическая консультация — адвокатская контора — адвокат, осуществляющий деятельность индивидуально.
В качестве ориентира для развития статуса адвокатской конторы избрать опыт Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики, в которых данная форма именуется адвокатским бюро. При этом предлагаем:
1) в целях сохранения преемственности сохранить название «адвокатская контора»;
2) основывать участие адвокатов в конторе на отношениях партнерства (учредительства);
3) избавиться от организационно-правовой формы «учреждение» для адвокатской конторы, ввести в законодательство самостоятельную организационно-правовую форму, как это сделано в Республике Беларусь и Российской Федерации;
4) установить для адвокатских контор запрет на занятие иными видами деятельности, кроме организации и оказания юридической помощи (Республика Беларусь);
5) наделить адвокатскую контору возможностью иметь на праве собственности имущество (Республика Беларусь, Российская Федерация);
6) в отношении адвокатов, входящих в адвокатскую контору использовать терминологию «партнеры», «управляющий партнер» (Республика Беларусь, Российская Федерация);
7) предусмотреть, что стороной договора с доверителем является адвокатская контора (Украина);
8) предусмотреть заключение с доверителем договора адвокатской конторой в лице управляющего партнера, указав, что он действует от имени всех адвокатов, входящих в контору (Российская Федерация);
9) установить, что адвокатская контора является налоговым агентом адвокатов, а также их представителем по расчетам с доверителями (Российская Федерация).
4.3. Предложения, от которых считаем целесообразным отказаться:
Предлагаем исключить возможность создания адвокатами коммерческих юридических лиц в связи с установленном в Законе «Об адвокатской деятельности» не коммерческим и не предпринимательским статусом адвокатской деятельности.