- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЕ ДОКУМЕНТОВ АДВОКАТА.
ПРИМЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОСТАВЛЯЕМЫХ АДВОКАТОМ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Образно выражаясь, подготовленные адвокатом документы – его визитная карточка, показатель профессионального уровня, компетентности и мастерства. Направляя свои ходатайства, жалобы, запросы и другие обращения, мы в действительности не знаем, сколько человек из правоприменительной системы, на предприятиях, в учреждениях и организациях читают их. Многие из этих людей вряд ли встретят самого адвоката лично, но смогут составить своё мнение о способностях этого юриста по тем документам, что вышли из-под его пера. Поэтому очень важно уметь писать грамотно, аргументированно, логично, последовательно, лаконично и даже в некотором смысле – красиво.
Сразу же оговоримся, что неких жестких рамок, ограничивающих содержание и форму большинства документов адвоката какими-то незыблемыми и обязательными во всех без исключения случаях стандартами, не существует. Каждый адвокат вправе составлять свои обращения в стиле и способом, на его взгляд, наиболее приемлемыми в той или иной ситуации. Это неотъемлемая часть творческого характера нашей профессии, и вряд ли уместно излишне регулировать данную сферу.
Довольно мягкий правовой режим определения содержания и формы ходатайств и жалоб в уголовном процессе обусловлен тем, что такие обращения, помимо профессиональных юристов, имеют право писать любые другие граждане, ставшие субъектами уголовно-процессуальных отношений. Именно по этой причине, в целях обеспечения каждому права на свободное обжалование действий и решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве, а также – права на обращение к уполномоченным государственным органам по вопросам их компетенции (в том числе права на судебную защиту), закон избегает структурного усложнения такого рода документов, дабы не создать для обычных людей непреодолимых трудностей в их составлении.
При этом, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – «УПК», «Кодекс») порой прямо, иногда – опосредованно указывает на то, каким требованиям и стандартам должны соответствовать обращения участников процесса, в том числе, составляемые адвокатами.
Так, например, нормы закона подробно поясняют, какие именно обстоятельства в обязательном порядке должны быть изложены в жалобе следственному судье на незаконные действия органа уголовного преследования (статья 106 УПК), апелляционной (статья 423 УПК) и частной жалобе (статья 423 УПК), ходатайстве о пересмотре в кассационном порядке актов суда, вступивших в законную силу (статья часть 1 статьи 488 УПК) и др.
Вместе с тем, к большинству ходатайств и жалоб адвоката в УПК сформулированы весьма общие пожелания (статья 99 и часть 3 статьи 100 УПК). Исходя из анализа положений закона, посвященных содержанию и процессуальной форме адвокатских обращений, можно сделать вывод, о том, что помимо традиционных требований, обусловленных культурой и обычаями делового оборота (корректность, точность, обоснованность и пр.), Кодекс устанавливает и юридические стандарты, которым обязаны удовлетворять документы адвоката.
Так, очевидно, что любые обращения адвоката должны быть мотивированы надлежащим образом. При этом следует подробно и четко аргументировать свою правовую позицию по делу как с собственно юридической, так и с фактической стороны. Иными словами, адвокат должен ссылаться на нормы законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которыми он руководствуется, одновременно обосновывая свои утверждения доказательствами и ссылками на обстоятельства дела, излагая свои мысли ясно, четко и последовательно.
Документ адвоката должен быть соответствующим образом структурирован. Есть общее правило о разделении уголовно-процессуальных актов на три части: вводную, описательную и заключительную (формулирующую). Эта стандартная схема позволяет наиболее оптимальным способом изложить необходимую информацию, вычленить наиболее значимую и важную ее часть, облегчить восприятие представляемых сведений.
Вводная часть любого обращения адвоката должна содержать в себе такие обязательные элементы, как: указание должностного лица или органа, которому адресовано обращение; сведения об его авторе; контактные данные составителя обращения; указание на то, в чьих интересах и по какому именно делу оно направляется; название самого документа. Иногда адвокаты в эту часть включают время и место его изготовления.
Описательно-мотивировочная часть является в некотором смысле основой документа. В ней, как правило, содержатся краткое или подробное (в зависимости от необходимости) изложение обстоятельств дела, сути проблемы, доводы и аргументы, обосновывающие суть просьбы адвоката. Именно в этой части документа адвокат должен дать анализ как фактическим, так и правовым обстоятельствам, подтверждающим правоту его позиции, сделать ссылки на конкретные нормы закона и сформулировать конкретные выводы.
Заключительная часть называется резолютивной, так как здесь излагается суть запрашиваемого решения. Поскольку адвокат представляет собой частное начало в уголовном судопроизводстве и не обладает публично-властными полномочиями, его обращения в большей степени носят информативный характер, и их юридическая сила основана на обязанности государственных органов соблюдать закон и права участников процесса. По указанной причине считаем правильным определить эту часть как формулирующую, где чётко излагается, что именно адвокат хочет от тех субъектов юридических отношений, к которым обращается.
Нет нужды говорить о том, что документ адвоката должен быть исполнено аккуратно, в соответствии с основными стандартами изготовления письменных юридических актов. Вид и размер шрифта, расстояние между строками, цвет и качество бумаги, на которой исполнен текст, не должны вызывать нареканий. Возможно разумное и понятное для читающего использование возможностей соответствующих электронных редакторов: выделение цветом и/или курсивом, подчеркивание и т.п. Вместе с тем, не стоит перегружать текст печатными эффектами, отвлекающими от его основного содержания.
Документы адвоката могут быть классифицированы на группы в зависимости от их содержания и целей, для достижения которых подаются. По этапу (стадии) судопроизводства их можно подразделить на документы досудебного производства и акты реализации адвокатских полномочий в суде. Такое разделение, конечно, носит условный характер и, как правило, не имеет принципиального значения с точки зрения соблюдения требований, предъявляемых к адвокатским обращениям. В настоящем пособии применена простая классификация этих документов, которые можно выделить исходя из смысла соответствующих положений УПК, только по их базовым видам.
Анализ статей закона позволяет, в первую очередь, назвать ходатайства и жалобы как основные инструменты работы адвоката.
Большую обеспечительную и вспомогательную роль в его деятельности играют запросы как ключевые способы собирания информации, имеющей значение для дела.
В качестве средств выражения позиции адвоката по делу и его отношения к органу, ведущему уголовный процесс, безусловно, должны быть названы отводы и возражения. Эти два вида обращений очень важны для обеспечения законности при осуществлении судопроизводства и принципа процессуального равенства и состязательности сторон.
Следует отметить, что лишь перечисленные документы с той или иной степенью конкретики упомянуты в законе как письменные акты адвокатов. В частности, в пункте 33) статьи 7 УПК указано, что ходатайство – это просьба стороны или заявителя, обращенная к органу, ведущему уголовный процесс, о производстве процессуального действия или принятии процессуального решения, а в кассационной инстанции – обращение о пересмотре в кассационном порядке судебного акта, вступившего в законную силу.
Пункт 55) этой же статьи раскрывает понятие жалобы – как акта реагирования участников процесса на действия (бездействие) и решения органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, а также – требование лица об осуществлении уголовного преследования в частном или частно-публичном порядке. Статьи 70 и 122 УПК предусматривают возможность направлять запросы, подавать отводы и возражения против незаконных действий (бездействия) лица, ведущего уголовный процесс, и иных лиц, участвующих в уголовном процессе.
Вместе с тем, очевидно, что перечисленные виды адвокатских обращений не представляют собой закрытый список: к документам адвоката могут быть отнесены и другие акты: заявления, правовые заключения, комментарии и пр., однако в связи с ограниченным объемом настоящего пособия они не включены в число описанных в этой работе.