Досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии с ч. 6 статьи 8 ГПК, если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.
В силу требований статьи 148 ч.1 п.6 ГПК в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором.
Таким образом, новым ГПК усилена роль условной подведомственности споров суду, согласно которой обращению в суд должна предшествовать процедура его досудебного урегулирования.
Досудебный порядок урегулирования спора – это процедура урегулирования спорных вопросов между сторонами до обращения в судебные органы.
Действующим законодательством предусмотрено два вида досудебного порядка урегулирования спора:
- претензионный,
- иной.
Необходимость соблюдения претензионного порядка возникает в двух случаях, во-первых, когда это предусмотрено законом, во-вторых, когда это предусмотрено договором.
В качестве примера необходимости направления претензии на законодательном уровне можно привести статью 706 ГК РК, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии.
Примером «иного» досудебного порядка урегулирования спора служит статья 402 ГК РК, согласно которой требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо не получения ответа в срок, указанный в предложении, или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Для применения указанной нормы закона достаточно направить в адрес других участников договора соответствующее уведомление (предложение), в котором заявить о расторжении данного договора или изменении его условий.
В данном уведомлении необходимо сослаться на пункт договора (норму закона), позволяющие сторонам при наступлении определенных обстоятельств в одностороннем порядке отказаться от его дальнейшего исполнения, и факты, свидетельствующие о наличии таких обстоятельств.
Законодатель не предъявляет к данному виду документов (уведомление, предложение и т.д.) особых требований к их форме и содержанию. Выбор способа изложения текста – за автором обращения.
Досудебный порядок урегулирования спора предусматривается не только нормами ГК, но и другими нормативно-правовыми актами.
К примеру, в соответствии со статьей 73 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», если родители не могут прийти к соглашению о порядке осуществления родительских прав, спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке и попечительству, а в случае не согласия с его решением – в порядке медиации или судом с участием этого органа и родителей ребенка.
В силу требований статьи 159 ТК РК индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Согласно статье 160 ТК РК для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению ИТС установлены следующие сроки:
1). по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, в а для обращения в суд – два месяца со дня вручения копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной договора:
2). по другим спорам – один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из вышеприведенных примеров следует однозначное указание закона о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
Несколько сложнее обстоят дела с подготовкой претензии.
Данный вид документа теоретически предполагает изложение строго определенной информации, особый порядок ее направления, сроки предоставления ответа на претензию и т.д.
Вместе с тем, на законодательном уровне указанный вопрос не решен.
Практикующим юристам рекомендуется использовать опыт, выработанный практикой и применять аналогию закона и права.
1.Форма документа – письменная.
Претензия должна быть составлена так, чтобы при ее игнорировании другой стороной, это игнорирование могло однозначно толковаться, как отказ в её удовлетворении.
«Неполучение Вашего ответа в течение 10 дней будем вынуждены расценивать как отказ в удовлетворении претензии».
- Реквизиты:
– требования заявителя;
– сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
– обстоятельства, на которых основываются требования;
– доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
– ссылка на нормативно-правовые акты;
– иное.
- 3. Направление претензии.
Документ должен быть отправлен с помощью средств связи, обеспечивающих подтверждение факта его направления адресату и факта его получения адресатом.
4.Сроки.
Если в претензии не указан срок предоставления ответа, то ответ должен быть представлен не позднее 30 дней со дня получения претензии.
По аналогичной схеме рекомендуется готовить ответ на полученную претензию:
– письменная форма;
– указание необходимых реквизитов (признанная сумма либо мотивы отказа, обоснование отказа и т.д.).
Если претензия признана частично, то иск может быть заявлен только в части непризнанной суммы.
Следует помнить, что в соответствии со статьей 152 ч.1. п. 1 ГПК судья возвращает исковое заявление, «если истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон порядок досудебного урегулирования спора и возможность применения этого порядка не утрачена».
Полагаем уместным напомнить в данном разделе Пособия способы защиты гражданских прав в судебном порядке в ситуации неполучения желаемых результатов в ходе досудебного порядка урегулирования спора (статья 9 ГК):
-признание права;
-восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
– признание сделки недействительной;
– самозащита;
– признание недействительным акта (актов) государственных органов;
– присуждение к исполнению обязанности в натуре;
– возмещение убытков;
– взыскание неустойки;
– компенсация морального вреда;
– прекращение или изменение правоотношений;
– иные способы, предусмотренные законом.
Все возможности кредитора, пострадавшего от нарушения договорных обязательств, а также негативные последствия, наступающие для должника при нарушении им этих обязательств, следуют из вышеперечисленных способов защиты прав.
Обращаем внимание коллег на новый способ защиты нарушенных прав, предусмотренный новым гражданским процессуальным законодательством (статья 145 ГПК) в ситуации неисполнения соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования спора.
Предъявление исков об исполнении соглашений в порядке упрощенного (письменного) производства возможно при заключении соглашений:
- В порядке медиации;
- Нотариальном порядке;
- С участием адвоката по договору поручения сторон;
- В порядке партисипатийной процедуры с участием адвокатов и сторон;
- По спорам, связанным:
* с предпринимательской, инвестиционной деятельностью;
* по страховым спорам и спорам, вытекающим из договоров банковского займа;
* по спорам в сфере защиты прав потребителей,:
* по спорам в сфере защиты прав интеллектуальной собственности;
* в сфере брачно-семейных отношений;
* по спорам о публикации опровержений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, либо ответа в средствах массовой информации;
* иных соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования споров в случаях, установленных законом или предусмотренных договором.