И здесь как обычно в юридической практике – социальный феномен есть, но отдельная статья уголовного кодекса для него не предусмотрена. Попробуем разобрать это явление по уголовным косточкам.
Вы ещё помните того забитого мальчика или неуклюжую девочку, над которыми издевался и просто угорал весь ваш 5, 6, 7, 8, 9 «А, Б, В», а может «Г» класс? А может этим мальчиком или девочкой были вы?
Это явление называется моббингом или травлей. Откуда это в людях? Понятное дело от первобытных пращуров, в которых агрессии было хоть отбавляй и они выплескивали её с помощью рукоприкладства, смертоубийства и прочих по современным меркам уголовно наказуемых деяний.
Однако сейчас все намного проще. Больше не надо встречаться с объектом ненависти или насмешек лицом к лицу, достаточно взять в руки гаджет и просто написать гадость про человека, опубликовать заведомо неприятное для него фото или видео, натравить на обидчика толпу подписчиков, которые будут иступлено комментировать, завывая на разные голоса, исходиться в нецензурной брани.
И этому тоже есть название – это кибермоббинг или кибербуллинг, или банальная интернет-травля. Иными словами это намеренные оскорбления, издевательства, высмеивание, угрозы, шантаж или домогательства, а также сообщение интернет пользователям компрометирующих сведений с помощью современных средств коммуникаций.
Специалисты выделяют три главных отличия травли в интернете:
- отсутствие временных и географических ограничений. Травля продолжается круглосуточно, не прекращаясь. Комментаторы могут присоединиться к издевательствам из другого города, государства или континента.
- скорость распространения клеветы, слухов и оскорблений и вовлечения огромной аудитории. К издевательствам можно привлечь гигантское количество публики. И этот процесс потом невозможно остановить.
- ощущение безнаказанности. Как правило, к травле присоединяются трусливые субъекты, которые в реальной жизни не могут себе это позволить. Но , например, сделав фейковую страницу такие лица чувствуют себя настоящими героями, борцами за справедливость.
И здесь как обычно в юридической практике – социальный феномен есть, но отдельная статья уголовного кодекса для него не предусмотрена.
Попробуем разобрать это явление по уголовным косточкам.
Клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 130 УК РК).
Если клевета совершается с использованием Интернет ресурсов, то она наказывается штрафом в размере до двух тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 131 УК РК).
Совершенная с помощью интернета наказывается штрафом в размере до двухсот МРП либо исправительными работами в том же размере , либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов.
На тот случай, если вы считаете, что вас оскорбили в сетях и у вас есть желание решить этот вопрос по закону, то перед тем, как идти в суд или правоохранительные органы надо выполнить несколько шагов. В первую очередь надо зафиксировать факт неправомерных действий. Несмотря на то, что статья у нас есть оскорбление в интернете, но понятие скриншот законодатель не обозначил. Что это значит? А то, что суд будет оценивать его с точки зрения относимости. То есть необходимо этот скриншот надлежащим образом задокументировать. У нас это могут делать нотариусы. На практике, правда, не все это умеют. После того, как нотариус сделал осмотр скриншота, надо искать хорошего эксперта- филолога. Вы ему заказываете выполнить заключение по поводу этих высказываний. Имеются ли там непристойные оскорбительные выражения. Если есть, идите в суд с жалобой в порядке частного обвинения. Можно пойти в гражданский суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда. И в том, и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Например, в уголовном деле вы можете заявить о взыскании морального вреда и не платить госпошлину. Но бремя доказывания вины будет лежать на вас. В гражданском суде ответчик должен доказывать, а не вы, что его выражения не оскорбительные для вас. Но платить надо будет госпошлину от взыскиваемой суммы морального вреда. В случае, если в высказываниях обнаружите, что имеются признаки разжигания социальной и иной розни, идите с заявлением в полицию. Суд такие дела в порядке частного обвинения не рассматривает. Да и легче комментаторов выявить с помощью полицейских, потому что у вас, ясное дело, таких технических возможностей нет, а детективов у нас, пока, во всяком случае, по закону нет.
К большому сожалению этика в соцсетях блогерами, его друзьями и подписчиками не соблюдаются. За короткий срок репутацию человека, которую он зарабатывал годами можно разрушить с помощью интернет-травли. Кибератаки приводят к самоубийствам. Особенно это явление распространено среди подростков. При этом ответственность за такие явно противоправные действия нарушители не несут. А те, в отношении которых дело все таки доводится до суда отделываются небольшим штрафом. Комментаторы вообще никакой ответственности не привлекаются, поскольку у частного обвинителя найти их никакой возможности нет, а суд заниматься не станет, да и не может.
Статья оскорбление не содержит квалифицирующих признаков как группа лиц и неоднократность. Так, например, в одном уголовном деле организатор травли в сети умножил эффект своих оскорбительных высказываний на десятки тысяч оскорблений комментаторов. Этим человеком были размещены в течение года десятки постов, которые содержат клевету и оскорбления. Представляется, что каждый пост это оконченный состав уголовного проступка.
Кроме того, считаю, что в случае введения в Уголовном кодексе квалифицирующего признака в оскорблении в сетях группой лиц, то подследственность по таким делам следует определить органам внутренних дел. Поскольку выявить комментаторов простому человеку практически невозможно. В делах частного обвинения на потерпевшем, как я уже говорил, лежит обязанность сбора доказательств.
Поскольку в интернет травле участвуют не только взрослые, но и дети надо снизить порог ответственности за оскорбление с 16 до 14 лет.
Нерегулируемый государством контент в соцсетях привел к разгулу нецензурных высказываний, безответственных по своим результатам. На взгляд автора, блогеры, которые имеют число подписчиков свыше 3 000 должны быть приравнены к СМИ. В этом случае к блогеру будут предъявлены требования такие, как запрет употребления нецензурной лексики, а также иные, которые предъявляются сейчас к СМИ. Поскольку сейчас неверно истолкованная свобода слова пользователями соцсетей нарушает права других людей, которые подвергаются травле.
В России Роскомнадзор теперь может запрашивать информацию о владельцах и посетителях блогов, в том числе у третьих лиц, блокировать страницы и учетные записи блоггеров, не соблюдающих законодательство, и требовать уголовной и административной ответственности для всех, кто не соблюдает законы Российской Федерации в отношении контента СМИ. Таким образом, можно сделать и у нас, когда Министерство информации может потребовать предоставить адреса всех своих подписчиков.
С другой стороны необходимо прививать цифровую грамотность среди населения и начинать это делать уже в школе. Надо учить детей культуре поведения в интернете, как защититься от кибербуллинга, научиться цифровой грамотности.
Соцсети сейчас это как искаженный, нереальный мир, где основные персонажи создают видимость, стараются казаться не теми, кем они являются на самом деле. В интернет травлях человек наказывается не государством, а толпой обезумевших троллей. Поэтому пора уже законодательно закрепить разумные меры наказания за кибербуллинг. Тогда люди опять будут зарабатывать свою репутацию своим трудом и годами, а не видимостью , которую некоторые изображают из себя в соцсетях.