Доклад адвоката АГКА – Кусаинова Н.Т.
“О некоторых вопросах рассмотрения судами жалоб на действия и решения прокурора органов следствия и дознания.”
Институт судебного контроля над следствием внедрен буквально недавно с ведением в действие c 1 января 2015 года нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Новая система права позволило создать новые процессуальные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. В число таких гарантий вошел вновь образованный институт следственного судьи.
Судебный контроль в уголовном процессе – это проверка в суде решений и действий (бездействия) органов расследования, прокурора, ОРД и принятие мер по выявлению и устранению ошибок и нарушений прав человека, допущенных дознавателем, прокурором, а также оперативно-розыскными органами на досудебных стадиях уголовного процесса .
Полномочия следственного судьи можно подразделить на несколько категорий:
- – санкционирование следственных действий, при совершении которых могут нарушаться конституционные права и свободы участников уголовного процесса;
- – рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
- – обеспечение исследования в досудебном производстве доказательств, представляемых стороной защиты;
- – совершения иных процессуальных действий, необходимость совершения которых предусмотрена Кодексом.
Хотелось бы остановиться именно на практике рассмотрения жалоб в порядке ст. 106 Уголовно процессуального кодекса Республики Казахстан.
Согласно статье 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. В свете этих положений особое значение приобретает право участников досудебного производства по уголовным делам обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора, органов следствия и дознания в судебном порядке.
В соответствии со ст.106 УПК с жалобой в суд на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования могут обратиться физические лица (граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства), а также организации.
То есть, любой участник досудебного производства, считающий, что принятое процессуальное решение или действие, а равно бездействие органа уголовного преследования или прокурора потенциально способно причинить ущерб его конституционным правам, стеснить их, умалить, ущемить .
Таким образом, участник досудебного производства вправе параллельно уголовному делу незамедлительно обратиться за судебной защитой этих прав и свобод.
Правом на обращение с жалобой в суд в интересах других лиц обладают защитник, законный представитель, а также представитель лица, уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении.
Представителем заявителя может быть и лицо, не принимавшее участие в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении.
Правом на обжалование решений и действий(бездействия) должностных лиц обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 142 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (статья 144 УПК), залогодатель(статья 145 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки .
Ограничение права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками процесса, недопустимо. Обеспечение гарантируемых Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права (например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела; пострадавшее от совершенного преступления лицо, необоснованно непризнанное потерпевшим и др.).
Важно обратить внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 106 УПК обжалованию подлежат не только перечисленные в указанной норме, а также и иные действия. Перечень последних в законе не указан, а лишь отмечается, что это могут быть такие действия (бездействие) и решения, когда отложение проверки их законности до стадии судебного разбирательства дела делает восстановление ущемленных прав и свобод человека и гражданина затруднительным или невозможным.
Подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 106 Уголовно процессуального кодекса Республики Казахстан: Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и решением прокурора, органов следствия и дознания, вправе обратиться с жалобой в суд;
- на отказ в приеме заявления об уголовном правонарушении ;
- о нарушении закона при начале досудебного расследования;
- прерывании сроков расследования;
- прекращении уголовного дела;
- о принудительном помещении в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской экспертизы;
- о производстве обыска и (или) выемки, совершении иных действий (бездействия) и принятии решений.
Конечно же , данный перечень обращений в суд очень минимален. Необходимо расширить полномочия суда. Почему? Обращаясь в прокуратуру в порядке ст. 105 Уголовно процессуального кодекса Республики Казахстан, что мы имеем на практике; ответ не по существу, не по всем доводам, отсутствует внятная мотивировка отказа, нарушение сроков рассмотрения, пересылка жалобы в УВД и другие органа следствия, ответ в форме уведомления – одним словом прокуратура занимается обычной отпиской. Таким образом, нарушаются права в первую очередь гражданина и право на законное и обоснованное рассмотрения той или иной жалобы.
Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 106 УПК, жалобы:
- об отмене процессуальных действий (бездействия) и решений, обжалование которых предусмотрено законом в ином порядке, в частности, жалобы, в которых содержится просьба о признании доказательств недопустимыми;
- о неправильной формулировке обвинения либо о его недоказанности, о неправильном применении закона при квалификации деяния;
- об изменении санкционированной судом меры пресечения,
- а также жалобы на решение прокурора, вынесенное в соответствии со статьей 162Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан по вопросу об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания или о замене наказания другим более мягким наказанием, о незаконности судебных актов и другие.
Жалоба рассматривается следственным судьей единолично без проведения судебного заседания в течение трех суток. Если необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения, следственный судья рассматривает жалобу в течение десяти суток в закрытом судебном заседании с участием соответствующих лиц и прокурора, неявка которых не препятствует рассмотрению жалобы. По распоряжению следственного судьи судебное заседание может быть проведено в режиме видеосвязи. В ходе судебного заседания ведется протокол. При необходимости следственный судья вправе истребовать дополнительные материалы, вызвать и опросить соответствующих лиц. Должностные лица, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по запросу суда обязаны в течение трех суток предоставить в суд материалы, послужившие основанием для совершения таких действий (бездействия) и решений.
При рассмотрении жалобы суд, не давая оценки имеющимся в деле доказательствам, должен выяснить, проверены и учтены ли дознавателем, следователем, прокурором все обстоятельства, на которые указывает заявитель в жалобе. При этом суд, не делая выводов о доказанности или недоказанности вины, допустимости или недопустимости собранных доказательств, должен проверить наличие либо отсутствие материально-правовых и процессуальных оснований для принятия решения по делу.
Постановление суда, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы, должно быть законным и обоснованным. Суд при рассмотрении жалобы о нарушении при производстве по уголовным делам прав, свобод и законных интересов гражданина или организации в соответствии со статьей 53 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан обязан вынести частное постановление для принятия соответствующих мер в целях предупреждения таких нарушений впредь и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.