Особенности депонирования показаний несовершеннолетних в уголовном процессе: судебная практика и проблемные вопросы

202610.02
0

Краткий отчет
об участии в международном семинаре «Особенности  депонирования показаний несовершеннолетних в уголовном процессе: судебная практика и проблемные вопросы» адвоката Алматинской городской коллегии адвокатов, заведующей Специализированной ювенальной юридической консультации
Витковской Светланы Владимировны

По поручению руководства Алматинской городской коллегии адвокатов 2 и 3 февраля 2026 года я приняла участие в работе международного семинара «Особенности  депонирования показаний несовершеннолетних в уголовном процессе: судебная практика и проблемные вопросы». Семинар прошел в городе Астана в здании Верховного суда Республики Казахстан.

В работе семинара приняли участие: Германский фонд Международного Правового Сотрудничества «IRZ», Верховный суд РК, Министерство Внутренних дел РК, Генеральная прокуратура РК, Министерство просвещения РК, Уполномоченный по правам ребенка в РК, Республиканская коллегия адвокатов, местные суды РК (судьи ювенальных судов, следственных судов, кассационных инстанций), Научно-консультативный совет при Верховном суде РК, ОФ «Право», Академия управления Министерства внутренних дел РК, Судебная администрация РК.

Все участники семинара в своих выступлениях делали акцент на наилучшую защиту прав детей в уголовном процессе, в частности прав несовершеннолетних потерпевших при депонировании их показаний на стадии досудебного расследования.

Прозвучали и в основном были поддержаны предложения по улучшению процедуры депонирования, в частности:

  1. Проводить депонирование показаний несовершеннолетних на самой ранней стадии досудебного расследования, в первые дни после поступления заявления о совершении уголовного преступления в отношении детей. Дети могут забыть, что с ними произошло, на них могут оказать влияние взрослые.
  2. Исключить неоднократные допросы несовершеннолетних детей до депонирования. Также были высказаны предложения  о том, чтобы исключить допросы несовершеннолетних до депонирования вовсе.
  3. Подготовить специализированных судей для такого депонирования, знающих психологию несовершеннолетних, умеющих создать доверительную спокойную атмосферу для полного качественно проведенного депонирования.
  4. Отмечена необходимость специализации следователей и прокуроров.
  5. Для процедуры депонирования детей, пострадавших от сексуального насилия, во избежание повторного травмирования детей, привлекать специализированных судей – женщин, секретарей – женщин, прокурора – женщину.
  6. Исключить при производстве депонирования присутствие посторонних лиц, в том числе – следователя.
  7. Проводить депонирование в специальном помещении, где ребенок будет чувствовать себя спокойно.
  8. Возможно проводить депонирование дистанционно, чтобы ребенок находился в безопасном привычном для себя месте и видел только судью, другие участники процесса должны быть в зале судебного заседания вне поля зрения ребенка.
  9. Установить порядок, при котором вопросы ребенку будет задавать только судья. Вопросы представителя ребенка и адвоката защиты должны быть поданы судье в письменном виде. Это даст ребенку возможность общаться с одним человеком, исключит перекрестный допрос сторон, некорректные, непонятные, эмоционально окрашенные вопросы обвинительного характера, процедуру снятия вопросов, конфликтные ситуации при депонировании.
  10. Разработать с участием юристов и психологов примерный перечень вопросов, понятных детям разного возраста (3-5 лет, 5-7 лет, 7-10 лет, 10-14 лет, 14-16, 16-18).
  11.  Использовать при депонировании рисунки ребенка, возможность рассказать о случившемся через его рисунки или специальные куклы.
  12.  Закрепить в нормах УПК РК правило о том, что ходатайство о депонировании показаний несовершеннолетних всегда должно быть удовлетворено.
  13.  Дополнительно к видеофиксации в обязательном порядке вести полный текстовой протокол депонирования, Его удобно изучать, диски и флешки с депонированием ненадежны в сохранении информации.
  14.  Исключить повторное депонирование детей, либо предусмотреть дополнительное и указать, что дополнительное депонирование допускается в исключительном случае при достаточных основаниях и только дополнительно для разрешения вопросов, не заданных ранее и имеющих важнейшее значение для квалификации преступления.
  15.  Подготовить предложения по изменению норм УПК РК по депонированию несовершеннолетних, а также Нормативное постановление Верховного суда РК по этому вопросу.

Эксперты Германского фонда Международного Правового Сотрудничества «IRZ» выступили с докладами, из которых следует:

Депонирование несовершеннолетних проводится в отсутствии подозреваемого в преступлении лица, сразу после обращения в полицию. Для депонирования не нужен статус подозреваемого, так как подозреваемым лицо становится моментально по факту подачи заявления от ребенка, родителей, школы.

Ложь ребенку не свойственна, он еще не научился лгать. Поэтому необходимо проводить депонирование как можно раньше и качественно, чтобы ребенок не забыл случившееся и на него не оказали давление взрослые.

В Германии судьи используют принцип «свободной оценки доказательств», картинка происшедшего должна сложиться как пазл, тогда суд устанавливает истину. Если доказательств недостаточно, а стороны утверждают противоположное, в этом случае судьи отслеживают историю дачи показаний, запрашивают психологическую экспертизу показаний свидетелей. Если судья видит, что ребенок покраснел или нервничает, то судья не должен себе льстить и думать, что он все понял – ребенок лжет или он говорит правду. Такое заключение могут дать только психологи со специальной квалификацией.

Нужно учесть, что правом ребенка остается его выбор учувствовать в главном судебном разбирательстве, несмотря на имеющееся депонирование. Ребенком считается лицо, младше 18 лет, и нужно иметь ввиду, что дети 16-17 лет могут выразить желание выступить в главном суде, это – их право.

На вопрос участника семинара, как защитить ребенка от членов семьи, допускающих насилие в отношении ребенка, в том числе физическое или сексуальное, куда поместить в этом случае ребенка, эксперт ответил: скорее из семьи нужно убрать насильника, а не ребенка. В Германии применяется арест на время производства следствия.

Мое выступление содержало информацию о работе адвокатов Специализированной ювенальной юридической консультации в городе Алматы. Консультация работает двадцатый год, адвокаты имеют специализацию, знают международные стандарты в области прав ребенка и основы психологии несовершеннолетних, а также практический опыт работы защиты прав детей в уголовном процессе, как подозреваемых в совершении преступления, так и потерпевших.

В консультации все эти годы работает психолог, на постоянной основе адвокаты проходят серии тренингов, таких как психологические особенности детей и подростков в кризисных ситуациях, влияние группы на подростка, работа с сопротивлением и недоверием ребенка и другие. В суд адвокаты представляют социально-психологический портрет подсудимого ребенка, с потерпевшими детьми проводится беседа.

На вызовы, где потерпевшим по сексуальному преступлению требуется адвокат, выезжают только адвокаты – женщины. Это связано с тем, что насилие совершают мужчины, и ребенок еще долго будет ассоциировать любого мужчину как насильника.

В работе адвокатам Специализированной консультации требуются специальные качества. Такие, как доброжелательность, эмпатийность,  толерантность, стрессоустойчивость, стремление помочь и защитить ребенка.

Мною были поддержаны вышеуказанные рекомендации международного семинара.

Необходимо отметить, что все доклады были сделаны на семинаре информативно, с опорой на практику. Прозвучало много вопросов в обсуждении докладов, предложений и рекомендаций по теме семинара.

Отдельная благодарность модератору семинара – председателю  судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан Рахметуллиной Назгуль Маульхановне за атмосферу уважения каждого мнения, конструктивный диалог, поиск решения проблем, тайм-менеджмент, внимание и компетентность.