Интервью Джумашева С., опубликованное в Журнале “Бухгалтер и право” №2 февраль 2013 года.
Интервью, опубликованное в Журнале “Бухгалтер и право” №2 февраль 2013 года.
Старший юрист Адвокатской конторы «Назханов и Партнёры» Джумашев Серик Муратович ответил на вопросы налогоплательщиков в разделе «Вопросы – ответы». Центральный дом бухгалтера. Журнал «Бухгалтер и право». Выпуск №2 февраль 2013 года.
ТОО изменило свой юридический адрес (одна область, но города разные). Произведена перерегистрация ТОО. Является ли изменение юридического адреса причиной для проверки со стороны налогового комитета?
Ответ: Понятие налоговая проверка – это осуществляемая органами налоговой службы проверки:
1) исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы;
2) лиц, располагающих документами, информацией, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента), в том числе уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета по такой деятельности, для получения сведений о проверяемом налогоплательщике (налоговом агенте) по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью проверяемого налогоплательщика (налогового агента);
3) для получения дополнительных сведений от налогоплательщика (налогового агента), подавшего жалобу на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.
Учитывая изложенное, смена адреса юридического лица не может послужить основанием для проведения налоговой проверки. Однако, если ТОО является плательщиком НДС, то в случае необходимости подтверждения фактического нахождения налогоплательщика, согласно статьи 558 Налогового кодекса может быть проведено налоговое обследование.
По каким основаниям может быть произведен арест имущества налогоплательщика?
Если рассматривать данный вопрос по части компетенции налоговых органов, то арест имущества, а точнее, ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика производится в случаях:
1) непогашения налоговой задолженности по истечении пятнадцати рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности;
2) обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. (Статья 613 Налогового кодекса РК)
При этом, в соответствии с налоговым законодательством, налоговая задолженность – это сумма недоимки, а также неуплаченные суммы пеней и штрафов.
Необходимо отметить, что по части штрафов, наложенных налоговыми органами и неисполненных в сроки, установленными КоАП РК, судом выносится соовтетствующее постановление о принудительном исполнении и направляется в налоговый орган вынесший постановление о наложении административного взыскания.
В каких случаях оплата за товары, работы, услуги, произведенные за наличный расчет указанная в счете-фактуре, с учетом НДС, не относится в зачет?
21 июня 2012 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» (далее – Закон).
Указанным Законом внесены изменения в Налоговый кодекс по вопросам отнесения в зачет по НДС.
Так, с 1 января 2013 года в случае если оплата за товары, работы, услуги, указанные в счете-фактуре, произведена за наличный расчет с учетом налога на добавленную стоимость, и такая сумма превышает 1000-кратный размер МРП независимо от периодичности платежа, то налог на добавленную стоимость по таким сделкам не относится в зачет.
Более того, изменена статья 203 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривающая административную ответственность юридического лица, осуществившего платеж в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше тысячи месячных расчетных показателей в пользу другого юридического лица. Протокол об административном правонарушении по указанной статье КоАП составляется должностными лицами органов налоговой службы, с последующим направлением протокола и других материалов дела об административном правонарушении в суд.
На что следует обратить особое внимание по изменениям, внесенным в Административный кодекс РК?
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 26.12.2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» внесено множество изменений и дополнений.
При этом, особое внимание заслуживают следующие нововведения.
1) Впервые в большинстве статей Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в области налогообложения (ч.3 ст.88, ч.2 ст.88-1, ч.1 ст.205, ч.1 ст.205-1, ч.1 ст.205-2, ч.1 ст.206, ч.1 ст.206-1, ч.1 ст.206-2, ч.1 ст.208, ч.1 ст.215) введен такой вид санкции как «предупреждение», который применяется при условий, если правонарушение совершено впервые в течение года. В случае повторного совершения в течение года правонарушения по указанным статьям, законодатель предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа.
2) Также законодатель устранил пробел в части сроков обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных по результатам налоговой проверки.
Так, ч.1 ст.657 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что жалоба на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных по результатам налоговой проверки, могут быть поданы втечение тридцати рабочих дней со дня вручения или получения копии постановления, что соответствует срокам, предусмотренным для обжалования уведомления о результатах налоговой проверки.
3) Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (ч.2 ст.584) предусмотрено, что дело об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство, может быть рассмотрено только в случае его надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела. В настоящее время в примечании к указанной статье законодатель предусмотрел, что надлежащим извещением (уведомлением) в настоящем Кодексе также признается извещение (уведомление), направленное органом налоговой службы электронным способом лицам, зарегистрированным в качестве электронных налогоплательщиков, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Более детально с изменениями и дополнениями в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в области налогообложения вы можете ознакомиться на сайте Адвокатской конторы «Назханов и Партнёры» www.ntp.kz
Джумашев С.М.