Дискуссия по поводу первого членского взноса в коллегию адвокатов
18 августа 2012 на сайте газеты “Время” была опубликована статья “Александр РОЗЕНЦВАЙГ, адвокат: Нас имеют за наш же счёт”
Заместитель председателя Неясова Н.М. и член Президиума Розенцвайг А.В. в газете «Время» выразили позицию Алматинской городской коллегии адвокатов по вопросу о первом членском взносе.
Несколько недель назад адвокат из Алматинской области Рашит НИСАНБЕКОВ на страницах нашей газеты заявил: он не согласен с тем, что коллегии адвокатов взимают с новичков первоначальные взносы (см. “Защитная реакция”, “Время” от 4.8.2012 г.). По мнению юриста, это может привести к развалу всего института адвокатуры. Эту точку зрения разделил и комментатор материала – авторитетный адвокат Виталий ВОРОНОВ.
Однако в адвокатском сообществе эта позиция вызвала жесткую ответную реакцию. Наш корреспондент выслушал Набиру НЕЯСОВУ (Н.Н.),заместителя председателя президиума Алматинской городской коллегии адвокатов, и Александра РОЗЕНЦВАЙГА (А.Р.), члена президиума этой же коллегии. Кстати, оба наших собеседника состоят в руководстве созданной в мае нынешнего года Республиканской коллегии адвокатов.
А.Р.: Предсказание о развале адвокатуры – где-то на уровне Нострадамуса. Хотелось бы надеяться, что, если в наших рядах будет поменьше таких пророков, адвокатура еще какое-то время просуществует. Весь пафос их заявлений направлен против якобы незаконных поборов с новичков, когда тех принимают в коллегию адвокатов. Однако такая практика существует уже около десяти лет. Почему этот вопрос всплыл только сейчас, да к тому же с истерическими нотками?
Всем давно известно, что при вступлении в коллегию адвокатов с каждого взимается предусмотренная уставом плата в виде первоначального взноса. Эти деньги идут исключительно на развитие адвокатуры: создание новых рабочих мест, организацию обучения адвокатов и развитие материально-технической базы коллегии. Мера эта вынужденная, так как реализация продекларированного в Конституции права каждого гражданина на получение бесплатной юридической помощи (в том числе за счет государственного бюджета) фактически переложена на плечи адвокатуры. Парадоксальная ситуация: частная структура, коей является корпорация профессиональных защитников, несет на себе бремя выполнения конституционных гарантий. А государство-гарант оказание такой помощи не обеспечивает! Если говорить об оплате адвокатской работы по назначению – за государственный счет, то это слезы – меньше тысячи тенге в час. Дворники и грузчики получают больше!
Н.Н.: При этом государство, возлагая на адвоката обязанность участвовать в процессе по назначению, не принимает на себя обязательств по обеспечению адвокатов элементарными условиями. Ну как не вспомнить классиков: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Сейчас в Алматинской городской коллегии адвокатов такие расценки: вступительный взнос – 250 МРП, ежемесячный – 7 МРП (1 МРП – 1618 тенге). Кстати, предусмотрена возможность уплаты вступительного взноса в рассрочку. С 2009 года в коллегию пришли работать 204 адвоката, из них только 37 выплатили взнос по частям. Общая сумма поступлений от первоначального целевого взноса за этот период составила 61 миллион 146 тысяч тенге. В этот же период коллегия приобрела 3 помещения для юридических консультаций, за которые пришлось заплатить 92 миллиона 527 тысяч. Как видно из этой выкладки, денег от первых членских взносов не хватило, 30 миллионов мы доплатили из собственных накоплений.
А.Р.: В общем, выживем… Во всех без исключения уставах коллегий предусмотрен вступительный взнос с новичков, который и есть их материальный вклад в осуществление нашей общей деятельности. Таким образом обеспечивается преемственность, так как они приходят не на пустое место – его готовили до них уже на протяжении десятков лет. Замечу, что не так давно норма о первоначальном целевом взносе закреплена в Законе “Об адвокатской деятельности”, где еще раз подтверждено: поступившие средства расходуются исключительно на укрепление материально-технической и учебно-методической базы коллегии адвокатов. Мало того что на развитие адвокатуры государство не дает ни копейки, мы находимся еще и под налоговым прессом: с нас взимают налогов даже больше, чем с предпринимателей, не говоря уже о двойном налогообложении. Для адвокатов не существует каких бы то ни было налоговых послаблений и такого понятия, как “вычеты” – то есть если адвокат за свой счет поехал в командировку для участия в суде, а потом получает за это компенсацию, с этих сумм он должен заплатить подоходный налог как с дохода. В общем, нас имеют за наш же счет…
Н.Н.: Вступая в коллегию, адвокат пишет, что он признает ее устав и соглашается с уплатой первоначальных взносов. Мы открыты для диалога, тем более со своими коллегами, которые болеют за интересы сословия и хотят помочь. Вот только обсуждаемая статья больше походит на не очень удачную попытку самопиара, а не на помощь.
При этом “авторитетный” комментатор опять забыл, что адвокаты должны руководствоваться не только законом, но и писаными и неписаными нормами профессиональной этики.
– Похожая ситуация еще до революции была прописана в “Правилах адвокатской профессии в России”, вышедших в Москве в 1913 году, – вспоминает Александр Розенцвайг (составитель – член совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты А. Н. МАРКОВ). Уже тогда действовало правило: “Если лицо, носящее звание присяжного поверенного (по-нашему – адвокат), считает сословие, к которому принадлежит, не заслуживающим уважения, то оно (лицо. – З. А.) должно оставить это звание. Человек, который публично делает неблаговидные отзывы о сословии и в то же время продолжает оставаться в нем и пользоваться теми выгодами, которые оно дает, заслуживает самого строгого порицания”. По-моему, лучше и не скажешь.
Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы