Адвокаты Казахстана смогут участвовать в делах по английскому праву
Казахстанские адвокаты получили допуск к трансфертной схеме QLTS – Qualified Lawyers Transfer Scheme – позволяющей получить квалификацию солиситора Англии и Уэльса после успешной сдачи экзамена. Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказали управляющий партнёр адвокатской конторы «Назханов & Партнеры» (Казахстан) Таир Назханов и управляющий партнёр CIS London & Partners LLP (Великобритания) Светлана Ландэн
Источник: forbes.kz
Экзамен с английским акцентом
Forbes: Таир, на днях было принято серьёзное решение о принятии Казахстана в число признаваемых юрисдикций. Что такое QLTS? В чем заключается значимость разрешения на сдачу этого экзамена для казахстанских юристов?
– Qualified Lawyers Transfer Scheme – экзамен международного образца, сдача которого позволяет соискателю с юридической квалификацией, полученной в иностранной юрисдикции, стать английским солиситором (solicitor, практикующий юрист. – Forbes). Сдача экзамена QLTS – это альтернативный «ускоренный» путь получения статуса солиситора. Допуск казахстанских адвокатов к трансфертной схеме QLTS создал возможность иметь двойную квалификацию – в Казахстане и в Англии и Уэльсе.
Потребность в таких специалистах, с одной стороны, понимающих казахстанское право и рынок, а с другой стороны, владеющих принципами английского права, сформировалась довольно давно. Однако именно с момента публикации Плана нации «100 конкретных шагов» и, в частности, принятия решения о создании Международного Финансового Центра Астана (AIFC) эта потребность стала острой необходимостью. Во многом это обусловлено планируемым созданием в AIFC Финансового Суда с привлечением иностранных судей, применением англосаксонской системы права и английского языка в судопроизводстве. Другими словами, финансовый центр в Казахстане будет функционировать на принципах английского права, а это потребует совершенно новых навыков от казахстанских юристов.
Важно отметить, что при этом рынок в Казахстане испытывает потребность именно в практикующих юристах, понимающих две системы права. Допуск казахстанских адвокатов к QLTS создаёт реальную возможность вырастить таких специалистов.
Forbes: Не случится ли так, что опытные казахстанские юристы захотят покинуть страну и переехать практиковать в Британию?
– Это опасение обсуждалось в профессиональных кругах ряда стран СНГ в процессе принятия их в список признаваемых юрисдикций. Однако практика 5 лет показала, что, безусловно, повышая свои шансы на удачный переезд (что тоже немаловажно), большинство адвокатов всё-таки сдают этот экзамен, планируя не покинуть свою страну, а желая развить профессиональные навыки, повысить квалификацию и получить возможность на более высоком уровне удовлетворять потребности клиентов.
Forbes: В чём заключается принципиальное отличие системы казахстанского права от системы британского? Почему казахстанским юристам приходится переучиваться или сдавать экзамены?
– Казахстанское право считается континентальным, то есть базируется на кодифицированных законных актах. Английское же право – прецедентное и основано на массиве судебных дел (прецедентов).
На сегодняшний день английская правовая система является одной из самых развитых систем права. Кроме того, она хорошо знакома крупным игрокам международного финансового рынка. Именно поэтому, в моем понимании, данная система была выбрана как ориентир дальнейшего развития в рамках Национального плана «100 конкретных шагов».
Forbes: В 2010 в список признанных в Англии и Уэльсе юрисдикций была включена Россия, в 2014 – Украина, сейчас – Казахстан. Чем можно объяснить интерес британской стороны к этим странам?
– На мой взгляд, тенденция показывает сближение рынков: всё больше компаний работают на международном рынке, официальным языком которого является английский, а частым выбором применимого права – английское. Европейский бизнес явно заинтересован в развитии сотрудничества с перспективными рынкам стран СНГ.
Forbes: Между включением в этот список России и Казахстана прошло пять лет. Учитывали ли вы российский опыт в этом вопросе?
– Да, безусловно. Российский опыт был крайне нам полезен, и мы обратились к профессионалам, усилиями которых, в том числе, Россия была включена в список признаваемых юрисдикций.
Forbes: Какая подготовительная работа предшествовала положительному решению британской стороны?
– На основании моего обращения президиум Алматинской городской коллегии адвокатов детально изучил вопрос, и было принято решение обратиться в Управление по регулированию деятельности солиситоров (Великобритания) с заявкой включить Казахстан в список по QLTS.
Заявка представляла собой детальный доклад о правовой системе Казахстана и описание статуса и законодательных требований к адвокатам в Казахстане. При этом большая часть подготовительной работы была проделана Алматинской городской коллегией адвокатов и ее представителями – председателем президиума Карчегеновым К.К., заместителем председателя Неясовой Н.Б., членом президиума Канафиным Д.К., адвокатом Кунсеркиным Ж.
Английское право в Астане
Forbes: Расскажите подробнее про независимую судебную систему с собственной юрисдикцией, которая создается в рамках национального плана «100 конкретных шагов».
– Национальный план Нурсултана Назарбаева предусматривает создание в Астане Международного финансового центра (AIFC) – нового финансового хаба для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии с перспективой включения Казахстана в 20 передовых финансовых центров мира.
В целях повышения привлекательности центра для инвесторов и обеспечения гарантированной защиты их инвестиций в рамках AIFC предполагается создание финансового суда с применением английского права для разрешения инвестиционных споров, а также международного арбитражного центра как внесудебного, альтернативного способа урегулирования разногласий между сторонами сделки.
Сама идея внедрения английского права на отдельной территории уникальна для стран СНГ. Она дала юридическому сообществу Казахстана новый импульс для развития и, в целом, способствует становлению страны как крупного международного финансового центра.
Forbes: Каким образом новость о разрешении казахстанским юристам сдавать британские экзамены может содействовать реализации этого плана?
– Опыт крупнейших финансовых центров показывает, что их репутация и устойчивость напрямую связаны с уровнем развития правовой системы и так называемым принципом верховенства права (rule of law). Так, Лондон является одним из крупнейших бизнес-центров, а также глобальным центром правосудия. В моем понимании, именно поэтому в Национальном плане и был взят ориентир на принципы английского права.
Forbes: Какое значение новость о включении Казахстана в список стран с признаваемой мировой юрисдикцией может иметь для страны в целом?
– В решении о включении Казахстана в список для QLTS было указано, что, рассмотрев заявку, Управление по регулированию деятельности солиситоров пришло к выводу, что Казахстан отвечает основным критериям: поддерживает принцип верховенства права, а адвокаты действуют в интересах клиентов и осуществляют свою профессиональную деятельность на принципах независимости.
Такое признание со стороны Великобритании – большое достижение для Казахстана. Те специалисты, которые удачно сдадут экзамен, станут «лучшими кадрами» в стране и, несомненно, внесут вклад в развитие Казахстана.
Forbes: Практический вопрос: какие требования предъявляются к соискателям из Казахстана?
– Основные требования к допуску к экзамену – это наличие статуса адвоката Республики Казахстан, отсутствие у адвоката дисциплинарных взысканий и «рабочий» уровень владения английским языком (при этом формальное подтверждение уровня не требуется). Для сдачи экзамена необходима регистрация Kaplan, который является специальным негосударственным агентом, проводящим тестирование.
Статус солиситора даёт гарантии клиентам
Светлана Ландэн стала одним из первых российских адвокатов, успешно сдавших экзамен QLTS. Она получила право практиковать в Англии и Уэльсе как английский солиситор в 2012.
Forbes: Светлана, пять лет назад вы инициировали включение России в список стран с признанной в Англии и Уэльсе юрисдикцией. Какие цели вы преследовали? Сложно ли было добиться принятия положительного решения?
– Работу по включению России в список признаваемых юрисдикций вели несколько фирм и юристов на протяжении многих лет. Мы хотели добиться повышения статуса российских адвокатов на международном юридическом рынке и новых возможностей в профессиональной сфере.
Реальная возможность это реализовать возникла только в 2008, когда Управление по регулированию деятельности солиситоров начало готовиться к реформе трансфертного теста. Ранее он назывался QLTT и был в большей мере теоретическим экзаменом. В тот момент Управление проводило публичную консультацию. Мы воспользовались шансом и подали наше письменное обоснованное мнение, почему российские адвокаты заслуживают права допуска к тесту.
Важно отметить, что при старой системе тестирования не было такой возможности, которой воспользовались наши казахстанские коллеги в этом году – подать заявление и получить решение Управления всего за несколько месяцев. Мы вложили в наше письменное обращение много сил и времени. И это оправдало наши надежды 2 года спустя, когда реформа трансфертного теста была завершена, и Россия была включена в список признаваемых юрисдикций.
Forbes: Оказывали ли вы поддержку Казахстану в этом вопросе?
– Да, мы были рады оказать поддержку казахстанским коллегам. Опыт включения России в список признаваемых юрисдикций очень помог. Кроме того, в течение прошедших пяти лет мы достаточно много работали в английском правовом секторе, а также тесно взаимодействовали как с Юридическим сообществом Англии и Уэльса, так и непосредственно с Управлением по регулированию деятельности солиситоров, занимающимся вопросами признания новых юрисдикций. Поэтому на момент подготовки заявки Казахстана у нас было хорошее представление о требованиях Управления к признаваемым юрисдикциям и возможность выстроить качественный диалог с английской стороной.
Forbes: Какие перспективы могут открыться перед Казахстаном?
– На мой взгляд, такая возможность дает адвокатам РК реальный шанс уверенно работать на международном рынке, вне зависимости от формы и размера их юридического бизнеса. Я думаю, появятся специалисты, которые, пройдя квалификацию в двух правовых системах – Казахстана и Англии – создадут для клиентов инновационный спектр услуг.
Допуск Казахстана к экзамену – это первый шаг на пути к реализации этой возможности. Ведь экзамен QLTS дает право юристам, успешно сдавшим тест, практиковать английское право, таким образом, снимая необходимость инвестировать от 6 до 10 лет в английское образование и стажировку (так называемый традиционный путь). Поэтому требуется серьезная подготовка для сдачи экзамена.
Forbes: Вы сами сдавали экзамен QLTS четыре года назад. Повлияла ли сдача экзамена на вашу дальнейшую карьеру?
– Экзамен QLTS дал мне возможность пройти независимую проверку моего уровня знаний, навыков и умений. Сдаче экзаменов в моем случае предшествовало успешное завершение курсов Graduate Diploma in Law и Legal Practice Course в одном из ведущих британских вузов.
Статус солиситора – это подтверждение и своего рода «гарантия» для моих английских коллег и клиентов, что, ведя свою российскую практику в Лондоне, я при этом понимаю их реалии и принципы работы. Этот статус помогает как при развитии партнерских отношений с юридическими фирмами, так и в работе с клиентами.
Forbes: Зачем сдавать этот экзамен юристам из других стран, если они не планируют жить и работать в Великобритании?
– Далеко не все юристы, которые сдают экзамен, делают это с целью жить и работать в Великобритании. Цели, как и говорил Таир Назханов ранее, могут быть совершенно иными. Из тех коллег, кто сдавали следом за мной, большая часть сдавала тест для повышения профессиональной квалификации и своего статуса.
Forbes: В чем заключается основная сложность экзамена?
– Экзамен QLTS состоит из теоретической и практической частей. Экзамен комплексный и охватывает основные дисциплины: коммерческое и налоговое право, гражданский и уголовный процессы, а также имущественные отношения и наследование.
Первая часть – Multiple Choice Test (MCT) – теоретический тест, который зможно сдать онлайн. Эта часть проверяет знание претендентом английского права.
Вторая часть – Objective Structured Clinical Examination (OSCE) – это почти целая экзаменационная неделя в формате ролевой игры, направленная на проверку практических навыков соискателей в интервьюировании, ораторском искусстве, а также аналитических навыков и навыков написания проектов юридических документов по английскому праву. На первый план в этой части экзамена выходят не столько знания права, сколько способности соискателя выполнять реальные практические клиентские задачи. Солиситор должен уметь не просто предоставить качественный юридических совет, но сделать это с соблюдением строгих норм этики и установленных стандартов клиентского обслуживания в Великобритании. Именно вторая часть, пожалуй, и представляет наибольшую сложность для юристов из стран СНГ.
Forbes: Можно ли к этому подготовиться? Если да, то каким образом?
– Подготовиться к QLTS, как и к любому другому экзамену, безусловно, можно. Правда, это потребует значительных временных и, скорее всего, финансовых инвестиций. К теоретической части экзамена, в моем понимании, можно подготовиться самостоятельно. Если юрист не знаком с английским правом, это потребует большой работы – по сути, полноценного изучения английской правовой системы и принципов ее работы. Часто об экзамене QLTS задумываются те, кто уже прошел или в процесс получения британского юридического образования, например, Masters in Law, Graduate Diploma in Law или Legal Practice Course. Для них теоретическая часть теста уже не должна представлять такой сложности.
При подготовке ко второй части, на мой взгляд, важно уделить внимание «более мягким» аспектам работы солиситора: понимание этических норм, формат общения с клиентами, наряду с возможностью грамотно применить знания английского права в «реальных» игровых клиентских ситуациях.
Мы неоднократно делились нашим опытом сдачи экзамена с коллегами из России и других стран СНГ на различных профессиональных мероприятиях. По следам знаменательной новости о включении Казахстана в список признаваемых юрисдикций, в наших планах провести выездные лекции и тренинги по QLTS и в Казахстане. Я надеюсь, что ряды английских солиситоров в скором времени пополнятся коллегами из Казахстана.
Об авторе
Анастасия Новикова
Заместитель главного редактора сайта Forbes.kz